Логопедическая страничка

 УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ!

Рады вам представить практические рекомендации для развития различных сторон речи и тонкой моторики детей.

Надеемся, что наша страничка окажется полезной и интересной для вас!!!

 

Развитие мелкой моторики через игры песком

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Развивать мелкую моторику можно разными способами, однако почти все дети любят играть в песок. Особенно летом, когда нет организованных занятий в детском саду. При этом поиграть с песком можно и на даче, и на речке, и на море, да и дома в специально оборудованных коробках.

Материал о том как организовать с ребёнком игры с песком, можно скачать по ссылке. Развитие мелкой моторики через игры с песком

Домашняя игротека

В вашей семье есть ребёнок. И вы с удовольствием занимаетесь с ним, играете и читаете, гуляете на улице и наблюдаете за природой, рисуете с ним и открываете мир заново. Но многих родителей часто волнует вопрос, насколько правильно, по возрасту развита речь ребёнка. Насколько правильно для его возраста говорит ребёнок, выговаривает ли все звуки. Может ли понятно рассказать о каком – либо событии в его жизни.  И что же делать, если это не так?

В помощь мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестричкам этот материал «Домашняя игротека»

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика)

Дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе речи, а дыхательная гимнастика положительно влияет на технику речи. Цель дыхательной гимнастики – дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса.
     Правильное дыхание — это дыхание через нос и без шума. Носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Не случайно йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития.
     Начинать дыхательную гимнастику следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно увеличивать). Надувать воздушные шары и резиновые игрушки можно только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдоха. Более трудной является игра на духовых инструментах. Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли), поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.
     Мы предлагаем вам комплекс дыхательной гимнастики по различным темам, которые вы можете выполнять в домашних условиях.
Артикуляционная гимнастика в картинках

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Упражнения для артикуляционной гимнастики.

Готовим ребёнка к школе.
Начало обучения в школе – это новый этап в жизни ребёнка, требующий, определённого уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Чтобы ребёнок мог хорошо учиться в школе и успешно овладеть письмом и чтением у него должны быть достаточно хорошо развиты необходимые функции. Это пространственное восприятие и пространственное представление, зрительная память, зрительный анализ и синтез, зрительное восприятие. Если одна из перечисленных функций не сформирована, если ребёнок не пробрёл умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине, не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов, то ему будет довольно сложно усвоить тонкие различия в начертании похожих букв. Все буквы русского алфавита состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов. Эти одинаковые элементы, комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Если ребёнок не улавливает этих достаточно тонких различий, это неизбежно приведёт к трудностям в усвоении начертания букв, к неправильному изображению их на письме, то есть у ребёнка может возникнуть специфическое нарушение письма — оптическая дисграфия.
     Письмо – это «базовый» навык и ребёнок, не освоивший его вовремя, будет отставать в учёбе и не только по русскому языку. Поэтому ещё до поступления в школу можно с помощью специальных игр и упражнений устранить предрасположенность ребёнка к нарушению письма. Я хочу предложить вам серию весёлых игр на кухне, где, занимаясь домашними делами вы, сможете уделить время своему непоседе. Ребёнок, играя с различными предметами, которые есть на кухне, сможет приобрести так необходимые ему знания и умения.
Уважаемые родители!
Ваш ребенок перешел в старшую группу? Тогда вам в помощь памятки по звуковому анализу. Все интересующие Вас вопросы смело задавайте учителям-логопедам вашей группы.

Уважаемые родители! У вас в семье родился малыш? Поздравляем!!! Многим мамам интересно правильно ли развивается ребенок, что он должен знать и уметь, какие существуют нормы! Предлагаем Вам ознакомиться с параметрами развития ребенка от рождения до 3 лет. Надеемся, что материал окажется полезным для Вас!

Из книги «Дневник развития ребенка от рождения до трех лет» А.М.Казьмина

Дидактические игры по развитию речи